Header image alt text

Твоё хобби

Сайт о Хобби и Увлечениях

Гуашь



Мы привыкли считать гуашь ненастоящим материалом в рисовании. Многие полагают, что краски гуаши применяются лишь для  выполнения оформления работ или рисования в детских изостудиях, а использовать гуашь для выполнения художественных полотен несерьезно.

Тем не менее, в европейской средневековой живописи именно гуашь получила широкое распространение для рисования миниатюр, а не только для создания подготовительных эскизов. В России конца XIX — начале XX века художники писали замечательные работы в жанре станковой живописи. Именно в этот временной период происходило наиболее частое использования гуаши серьезными мастерами.

Художники, которые серьезно владели техникой использования гуаши, оставили нам великолепные образцы своих работ. Особого мастерства они достигли при изображении таинственной атмосферы вечерних сумрачных пейзажей или картин туманного рассвета.
Что из себя представляет гуашь?  Это – та же акварель, но только непрозрачная. Нет необходимости  пользоваться разбавителями или составами, убыстряющими высыхание, в отличие от работы с масляными красками. Можно совершенно не беспокоиться о наличии таких подручных средствах, как соединения, позволяющие замедлить высыхания, пасты для моделирования, лакировочные составы и т.д. Гуашь – самое универсальный вид краски, если  есть гуашь, есть чем ее разводить, есть бумага или другая поверхность, не обязательно бумажная, вполне можно работать, используя приемы, типичные для других видов красок. Если гуашь сильно разбавить водой, ею можно работать с акварелью, если не разбавлять – гуашь будет похожа по густоте на масляные краски, и ею можно рисовать, используя типичные приемы для живописи маслом. Рисование гуашью легко, нет резкого неприятного запаха, сам рисунок достаточно легко исправить в случае ошибок, бумага не нуждается в грунтовании. Может, это и послужило причиной того, что гуашь – любимый вид красок для рисования в изостудиях или использования начинающими  художниками. Наверно, первые картинки многие из нас рисовали именно гуашью, поскольку она, как краска, — универсальна, и многие профессиональные художники охотно используют ее в своих работах.

Гуашь делится на следующие виды:  художественная гуашь, плакатная гуашь, акриловая гуашь, гуашь для использования в детских изостудиях.

  • Художественная гуашь – это смесь воды, белил, гуммиарабика и различных красителей (пигментов). Ей свойственны способности идеально покрывать основу, она матовая по внешнему виду, бархатистая по текстуре. В качестве поверхности для рисования можно использовать немелованный картон, бумага для акварелей или тонированного цвета. За счет того, что начальный слой краски впитывается в основу, образуется своего рода грунтовочный слой, и последующие слои краски будут плотно лежать.
    •    Плакатная гуашь – представляет из себя обычную гуашь, только вместо белил добавлен каолин. Наличие каолина добавляет в краску яркости и плотности структуры.
    •   Акриловая гуашь —  появилась как материал в арсенале многих художников  после появления новых средств рисования, в частности, акриловые краски. Такая гуашь ложится на любую основу, а после высыхания водной составляющей полимерная пленка не смывается водой.
  • Гуашь для изостудий – обычный состав гуаши, только заменен гуммиарабик клеем ПВА. Вследствие этого краска теряет свою пластичность, зато быстро сохнет. Осыпание готовых работ, выполненных такой гуашью, нетипично. Вы можете рисовать такой гуашью на ткани, керамике, картоне, фанере, поскольку клей ПВА, содержащий в гуаши, обеспечит хорошее соединение краски и выбранного материала для разрисовывания. Обычно, родители долго хранят детские рисунки, выполненные именно гуашью.

Свойства гуаши и особенности цветового оформления.

Многие полагают, что гуашь не очень годится для художественного рисования. Если вы раньше использовали преимущественно акварель, то просто запомните несколько моментов, чтобы результат был не хуже, чем при использовании акварели.

Гуашь не является прозрачной краской, к тому же содержит в себе белила. Эта особенность диктует порядок работы: наносить краски от темного тона к светлому тону. Для начала выберите композицию и гамму цветовых тонов, затем начинайте работать, начиная с наиболее темных тонов рисуемого фрагмента, а темные цветовые акценты и световые блики  оставьте к окончанию  работы.

Чтобы не ошибиться в выборе возможных цветов и оттенков, особенно при подборе теней изображения, воспользуйтесь цветовым кругом, который помогает художникам в таких случаях. Цвета, находящиеся в соседних секторах круга, можно смешивать, не рискуя получить грязные оттенки, а для изображения теней предпочтительнее взять цвет из противоположно лежащего  сектора. Добавляйте его к основному тону. Для изображения тени объекта обычно берут синий, зеленый или фиолетовый цвета. Ни в коем случае нельзя использовать черный цвет ни для изображения тени, ни для затемнения основного тона. Получите грязный оттенок основного тона вместо затемнения.

Поскольку гуашь быстро сохнет, это ее качество поможет исправить допущенную ошибку. Подождите, пока не подсохнет краска, это займет от 30 минут до 3 часов времени. Затем намочите кисть в слегка теплой воде, стряхните лишнюю воду, и без нажима размойте краску в месте ошибки. Если поторопиться и не дождаться полного высыхания краски, получится грязное неаккуратное пятно. Поступайте точно также, если вам необходимо размыть слишком контрастный контур. При смешивании красок помните, что во влажном состоянии гуашь выглядит гораздо ярче, чем после полного высыхания, это происходит из-за присутствия белил. Поэтому подбирайте более насыщенные цвета, чем те, которые вам нужны в итоге.

Выбор кисти для рисования гуашью и различные способы нанесения мазков.

Очень важно правильно выбрать кисть для рисования гуашью, что существенно облегчит вашу работу с этими красками. Гуашь по своей консистенции – вязкая, тяжелая, значит, мягкие кисти не годятся для нее, так что лучше беличью кисточку убрать в сторону. Для работы с  влажной гуашью больше годятся кисточки из меха колонка, козьей шерсти или синтетические. Они прекрасно зарекомендовали себя в  работах, связанных с растушевками, закрашиванием  фона или заливки.

Но живопись предполагает, что можно пользоваться и техникой сухой кисти. Вам надо изобразить при помощи гуаши деревья, покрытые листвой, траву, какие—либо предметы, обладающие характерной неровной  поверхностью? Тут у кисти, изготовленной из щетины, нет альтернативы, причем выбор формы кисти находится в прямой зависимости от того, какие именно детали мы будем отображать. Для травы надо брать кисти плоской формы, для рисования листвы – выберем круглые. Берем гуашь сметанной густоты, наносим ее на выбранную кисть и точечно касаемся поверхности изображения. Такой прием можно назвать набивкой краски.

Рисовать гуашью вполне доступно не только кистями. Губка из поролона, матерчатый или изготовленной из ткани с ворсом валик, даже  простая мятая салфетка – все годится для раскрашивания изображения. Это позволит рисовать объекты с необычной сложной текстурной поверхностью и добиваться точности в изображения разнообразных предметов, например  дерева, дикого камня, ноздреватой керамики.

Как рисовать гуашью.

Для отображения фона в рисунке гуашью есть два метода:
•    Последовательное заполнение краской контуров карандашного эскиза. Вначале делаем набросок карандашом на бумаге, а затем используем  основные цвета для закрашивания внутри очертаний. Помните, что в самом начале изображаются самые темные цвета рисунка. Здесь важен оптимальный выбор размера кисти  – от этого будет зависеть, насколько ровно и без пятен ляжет гуашь. Чем больше закрашиваемая площадь рисунка, тем больше надо выбирать кисть. В этом случае гуашь необходимо разбавить до состояния негустой сметаны. Краски много на кисть не набирать, излишки обтереть о край палитры. Порядок работы таков: от одного края контура к центру, затем из центра до другого края, причем заполнять надо без нажима. Правда, такой способ не подходит для больших поверхностей.
•    Для поверхностей большой площади размера используем другой способ окрашивания – заливка. В этом случае сначала пишем фон рисунка, а затем, после его высыхания, пишется сама работа. Фон может быть одноцветным, а может состоять из двух или трех основных цветов цветового колорита рисунка. Например, при изображении пейзажа берут цвет неба, цвет земли, цвет для светлой полосы над горизонтом. Лист бумаги надо закрепить на планшете, можно использовать для фиксирования краев малярный скотч. Затем наносят цвета в зависимости от назначения: цвет неба вверху рисунка, цвет земли внизу, самый светлый тон – там, где горизонт. Затем растушевываем краску при помощи широкой влажной кисти, пока краска не подсохла. Вот тут надо кисть вести непрерывно, двигаясь от левого края к правому, и от низа рисунка – к верху. После этого смочить кисть в воде, убираем излишки влаги, и окончательно разглаживаем краски, двигаясь по горизонтали сверху вниз.  Тут необходима определенная сноровка, чтобы цвет фона выглядел ровным и красивым. Однако окончательный результат вас порадует своим видом, усилия по выполнению фона не пройдут даром. Пока не просохла краска на нанесенном фоне, наносим детали других элементов пейзажа, например, холмы, уступы, склоны, более темной краской, характерной для земли. Когда просохнет фон и детали ландшафта, можно приступать к изображению растительности, облаков и прочих деталей задуманного пейзажа.

Выполненные гуашью картины.

Что же включает в себя техника гуашевой живописи:
•    Лессировку – это нанесение поверх главного тона нескольких прозрачных слоев иных цветов. В результате данное перекрытие дает новый глубокий оттенок цвета. Такой прием подходит и для гуаши, хотя он чаще всего используется в акварели, но для его использования с гуашью, ее необходимо очень сильно разбавить водой, чтобы она стала прозрачной. Данная техника хорошо помогает выполнить неповторимый эффект тумана, и сама гуашь достаточно годится для осуществления таких эффектов.

  • Пастозную технику — покрытие рабочей поверхности густой, непрозрачной краской. Такая техника наиболее часто применяется в масляной живописи. При использовании этой техники фактура, свет и тень зависят не только от тона, но на конечный результат влияют также форма и направление положенных мазков. Гуашь, особенно с добавкой ПВА или на акриловой основе, вполне позволяет использовать пастозную технику. Единственное, необходимо помнить, что обычная художественная гуашь при работе в этой технике, имеет неприятную особенность – со временем  слишком толсто нанесенный слой краски может потрескаться или даже осыпаться, поэтому новые слои гуаши желательно на полотно добавлять с большой осторожностью, чтобы  получить желаемый эффект.
    •    Сграффито —  техника, используемая для нанесения слоев краски и последующего «процарапывания» рисунка. Способ чаще всего используется для декоративной штукатурки, но может использоваться и для гуаши. Для данного метода на бумагу надо нанести слой светлой краски и дождаться пока та высохнет. Затем нанесем толстый и ровный слой темной краски. После просыхания верхнего слоя взять рейсфедер, перо, толстую иглу или макетный нож, которыми нанести рисунок, при этом снимая верхний темный слой краски с нижнего светлого слоя. Необходимо сделать так, что верхний слой краски уже подсох, но оставался свежим, тогда краска не будет осыпаться. Делать это надо осторожно, точно, стараться не смазать краски слоев.
    •    Смешанная техника – при данной технике в рисунке используются различные краски. К примеру, фон делается гуашью, а рисунок продолжаем на фоне акрилом. Цветы, которые изображены с использованием такой техники выглядят восхитительно.

Уход за инструментом при работе с гуашью.

Гуашь – это все-таки мелкодисперсная смесь, поэтому кисти при работе гуашью могут забиваться краской.  После окончания работы в обязательном порядке кисти надо промыть сразу же в большом количестве теплой воды. Причем лучше всего это делать в банке с водой, стараясь проводить ворсом кисти по дну банки. Так же нужно промывать палитры с остатками краски, так как высохшая гуашь может окрасить палитру, особенно если палитра  изготовлена из пластика. Гуашь быстро сохнет, особенно в тепле, поэтому после окончания работы все емкости с краской должны быть плотно закрыты. Оставлять их открытыми не рекомендуется – вместо мягкой, пластичной гуаши там будут окаменелые остатка вашей краски.

Обязательно проверяйте состояние красок. Гуашь со временем может загустеть, даже если она хранилась в закрытой емкости. Так что при длительном хранении гуашь может полностью высохнуть. Можно ее «оживить»: добавить немного горячей кипяченой воды, на маленькую баночку – примерно половину чайной ложки. Затем снова закрыть гуашь, подождать полчаса и тщательно перемешать ее обратным концом кисточки.

Если же гуашь превратилась в окаменелость, тоже можно попытаться ее реанимировать, правда, не всегда это получается. Зальем в баночку немного горячей воды, чтобы покрывала поверхность высохшей краску на пару миллиметров, и поставим в теплое место на 3 часа.  Зимой для этого сгодится батарея, летом – теплый солнечный подоконник. Далее – тщательно перемешаем краску. Если остались сухие кусочки – повторяем процедуру.  Затем нужно тщательно перемешать пигмент. Ну, а если описанный выше способ не помог  — значит, все, краску нужно выбросить. Правда, иногда такую высохшую гуашь используют как сухую акварель для эскизов и черновых набросков. С засохшей акриловой гуашью, к сожалению, ничего сделать нельзя, она при высыхании превращается в жесткий нерастворимый полимер.

Успешной работы с гуашью в ваших творческих замыслах!

1

1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка на человечность) *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.