Header image alt text

Твоё хобби

Сайт о Хобби и Увлечениях

Философия йоги



Философия йоги развивается уже около двух тысяч лет. Она представляет собой учение о пути духовного совершенствования человека. Наибольшее развитие эта философия получила в древней и средневековой Индии.

Все основе принципы йоги изложены в «Йога-сутре», а так же комментариях к ней. Имя предполагаемого автора данного учения Патанджали. Он был одним из великих индийских Учителей. Однако, не он придумал учение о йоге. Его истоки лежат гораздо глубже. Основные элементы учения о йоге можно встретить в священных текстах Индии – Ведах, созданных около четырех тысяч лет назад. В них можно найти три основных элемента практики йогов: концентрация, созерцание, управление сознанием. Древние тексты не были систематизированы. Патанджали в своем труде упорядочил древние знания о йоге.

«Йога-сутра» относится к классической йоге. Она состоит из коротких предложений-высказываний (сутр). Понять сутры непосвященным очень тяжело. Для этого к «Йога-сутре» было написано множество комментариев.

В философии йоги есть две основные категории: Пуруша и Пракрити. Они являются субстанцией духа и материи. Материя – это Пракрити, к ней относится все осязаемое не только человеческими органами чувств, но и любыми самыми совершенными и новейшими приборами: от кварков до звездных скоплений, а так же все энергетические поля. Пуруша – это духовное начало, высшая часть бытия, Дух. Он находится за приделами осязания. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Он не является Богом и абсолютно безличен, неизменен. Главный Бог в Духе – это Ишвара. Он представляет собой проявление Пуруши. Ишвара не творец мира однако, в его власти совмещать и разъединять Пурушу и Пракрити. До соединения материи и Духа Вселенной не существует, а три основные силы Пракрити, которые принято называть гунами, находятся в равновесии. Каждая из гун отражает свой принцип. Гуна саттва – ясность, раджас – движение, тамас – покой.

Вследствие соединения Пуруша, являясь сознательным Духом, начинает управлять Пракрити и приводит гуны в движение. После череды сложных взаимодействий они образуют мир объективный. Рождается Буддхи – Махат – результат взаимодействия гун. Он представляет собой идеальную основу для будущего развития Вселенной. При дальнейшем изменении гун появляются эфир, воздух, огонь, вода и земля – пять элементов, первооснова всего объективного мира.

Взаимодействие гун происходит постоянно. Следствием этого непрерывного движения является время. Классическая йога указывает нам, что времени на самом деле нет. Секунда – это изменение в мире, которое мы можем наблюдать (движение часовой стрелки). Для изменения необходимо пространство – еще одна категория йоги.

Человек, как и все в нашей Вселенной, является результатом соединения Пракрити и Пурушу, это микрокосмос, отражающий макрокосмос окружающей его действительности. Наше тело, память, чувства, мысли, эмоции – всего лишь составляющие индивидуальной буддхи, ставшей идеальным началом для развития человеческой психики. Пуруша проявляется в истинном «Я», которое разделено на множество индивидуальных душ, заключенных в телесное начала Пракрити.

Центральное место в учении йоги занимает теория освобождения. Чтобы стать свободным, надо отделить Пурушу от Пракрити. Это единственный способ познать истинное «Я». Человек зависит от Пракрити и постоянно отождествляет себя с ней. Но материя непрерывно изменяется, а привязанность к ней приносит человеку страдания, ведь так часто ее изменения не соответствуют нашим желаниям: люди умирают, стареют, болеют, устают, испытывают множество физических потребностей. Чувство удовлетворение невозможно поддерживать долго. Изменения в Пракрити вызывают все новые и новые желания и зачастую сопровождаются невозможностью их осуществить.

Человеческая привязанность к Пракрити породила существование Кармы, как причинно-следственной зависимости, созданной человеком и другими существами. Когда мы стремимся к одной из форм Пракрити, мы определяем свое будущее. Все наши стремления оставляют следы в индивидуальном буддхи. Эти следы носят названия «васаны». Все мысли чувства отпечатываются в Карме и переходят следующую жизнь при перерождении, определяя, какой она будет. Новые отпечатки обеспечивают новое перерождение, поддерживая колесо сансары.

Учение йоги – это способ остановить круговорот перерождений и выйти из череды страданий. Приход к полному духовному бесстрастию значит отказ от привязанности к материальному миру, после которого Карма перестает создаваться, а человек получает освобождение. Свободный человек живет в том бытие, где нет страданий, при этом сохраняя полное осознание.

Практически во всех восточных философско-религиозных школах встречаются отголоски учения йоги. В современном мире оно активно популяризируется в странах Европы, США, России. Однако восприятие йоги на Западе отличается от восточного понимания йоги. В сознании западного человека происходит слияние различных духовных учений, а так же современных научных открытий. Популярность йоги в современном мире неоспорима, но не в качестве философского учения. Йога западного человека – это лишь способ сделать свою жизнь лучше.

1

1

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.