Header image alt text

Твоё хобби

Сайт о Хобби и Увлечениях

джняна-йога



В философии индуизма среди прочих видов существует джняна-йога. Она означает выход из колеса сансары с его бесконечной чередой смертей и рождений, достижение так называемой мокши и освобождение от тягот физического тела. В её учениях с помощью силы ума человек отделяет иллюзию от реальности и осознаёт единение с Брахманом – высшей сущностью. Когда осознание становится абсолютным, оно приводит к просветлению и стадии мокши.

ЦЕЛИ ДЖНЯНА-ЙОГА.

Джняна-йога – пусть мудрости. Достигать её интеллектуальным путём бесполезно, это делается исключительно с помощью интуиции и озарения. Чтобы в полной мере принять джняна-йогу, придётся уделять ей всё время – раствориться в желании достичь Абсолюта, жаждать его.

Нет и не может быть отдельного Познания, Познающего, Познанного – есть только единый Брахман и это узнаётся в процессе изучения джняна-йоги.

Джняна-йога – это не способ добиться самосовершенствования и не абстрактное философствование, так как йог полностью отстраняется от своего тела, от эго. Для того, кто выбирает этот путь, цель прекращает быть обычным поиском истины, целью становится растворение в этой истине, слияние с идеалом.

Практиковать джняна-йогу очень сложно и без должной подготовки мало кто может продвинуться хоть на шаг к достижению величайшей мудрости. Значительно облегчают задачу занятия и другими видами йоги, которые помогают подготовить тело и разум к принятию истины.

ПУТЬ К ЦЕЛИ ДЖНЯНА-ЙОГА

Для того, чтобы прийти к цели джняна-йога, необходимо отказаться от страстей и желаний, свойственных душе и телу. Тот, кто выбирает путь джняна-йоги, намеренно отрекается от беспорядочных половых связей, от жажды популярности и наград, от алчности и стремления к успеху. Этот путь подвластен только свободным от догматов веры, от поклонения золотому тельцу и богатству.

Внешний мир (в том числе и собственное тело, ум, эмоции, чувства, разум) видятся временными явлениями, переменными, которые подвержены влиянию извне и внутри. Они рождаются, теряются в череде ярких, красочных чувств, испытывают страдания и радость, скатываются в неудачи и поднимаются к успеху, по итогу замирают, увядают и утрачивают жизнь. Это и есть та самая личность, как будто скрытая крошащейся стеной, а за ней, внутри – бесконечный, светлый, не имеющий начала и конца, постоянный и неизменчивый духовный стержень.

Найти этот стержень – и есть главная цель того, кто исповедует джняна-йогу. Войти в него, утонуть в нём, всю жизнь рассматривать сквозь его призму. Именно этот стержень – истинная реальность, Абсолют, счастье. Единение с Брахманом, становление я – сути и смысла всего сущего. Со стороны кажется, что этот стержень похож на христианскую душу, но душа ищет спасение в Боге, надеется на его защиту и благосклонность. Тот же, кто постиг путь джняна-йога, признаёт божественное в себе, сознаёт себя частью бога – неделимой, нерушимой, вечной.

МЕТОДЫ ДЖНЯНА-ЙОГИ

Есть два способа медитации в джняна-йоге, и каждый требует от йогина отречение от идентификации себя с телом и умом. Самый популярный и известный способ – «нети-нети» (в переводе с санскрита «не то, не то»). При использовании этого метода практикующий джняна-йогу ставит перед собой вопросы, ответы на которые говорят, чем же он не является. Вопросы довольно простые, но с очень глубоким философским подтекстом, заставляющим сознание мыслить шире. Например, «Я – это бренная оболочка?», «Я – это то, что я думаю о себе?», «Я – это эмоции?». Отвечая на все эти вопросы, йогин постепенно осознаёт, что является чем-то большим, чем обычные чувства, разум или тело. Именно так, отталкиваясь от того, чем йогин не является, он приходит к познанию собственной сущности.

Второй метод – абстрактное, отстранённое наблюдение. При таком раскладе практикующий йогин как будто наблюдает за собой изнутри, но не является причастным к происходящему – как автор, следящий за своими персонажами и отмечающий, что означает каждое их действие, лишнее движение. Конечно, этот способ требует глубокой сосредоточенности и погружения.

УСЛОВИЯ СЛЕДОВАНИЯ ДЖНЯНА-ЙОГЕ

Проще всего для достижения успеха в познании джняна-йоги отказаться от людей и цивилизации, оставив их за пределами своей жизни и уединившись вдали. Джняна-йога – способ существования, а не обычные медитации или упражнения; в ней нет места обидам, эгоистичным стремлениям и желаниям. Для того, кто исповедует этот вид йоги, существенно лишь объединение с Абсолютом, — и от всего остального йогин отказывается.

Путь этот невероятно сложен и требует силы не одно лишь духа, но и тела. Тело обязано быть выносливым и могучим, чтобы справиться с препятствиями на пути. До джняны дойдёт только тот, кто знаком с прочими практиками йоги; кто продвинулся настолько, что может оторваться от внешнего мира и пуститься к цели.

Управление телом должно быть наравне с управлением сознания, умением медитировать достаточно долго и концентрироваться. Это настолько сложно быстро достичь, что йог может затратить огромное количество времени, прежде чем станет способен перейти на уровень изучения джняна.

В джняна-йоге практикующий приобретает умение отличать ложь от истины, иллюзию от реальности; он становится выше обыденной жизни со всеми её условностями. Он непрерывно обучается и познаёт, стремясь к Абсолюту. И высшая ступень этого, закономерный итог – понимание, что в бесконечном стремлении к вечному он сам стал Абсолютом.

Первый шаг в познании джняна-йоги – уравновешенность, покой и устремлённость, проявляющиеся в рутинной жизни. Человек отрекается от зла и освобождается от пороков, гордыни и эгоизма. И пока он очищает себя от этой шелухи, постигается настоящая, истинная, не привязанная к личности любовь. Истинное чувство объединяется с мудростью и аскетизмом, со зрелостью сознания и познанием, что самая важная цель – освобождение. И в сравнении с этой целью всё остальное больше не имеет значения.

Для современного человека древние писания обретают смысл, только если он учится абстрагироваться от будничных неурядиц. Пока земное управляет человеком, он не может возвыситься и достигнуть истинной цели. Только титаническая работа, направленная на очищение души и тела, поможет встать на путь самосовершенствования и по итогу достичь Абсолюта.

1

1

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.